среда, 26 ноября 2014 г.






Методика проведения урока

(Карточка образовательного ресурса)


Если угодно, язык – это океан.
Можно черпать и наливать в сосуды различной формы.
Одна и та же вода принимает форму бутылки,
 куба, древнегреческой амфоры,
хрустального шара и грязной лужи.
                                          
В. А. Солоухин
  1. Автор: Кутявина Светлана Николаевна
  2. ОУ: МКОУ ДОД Усть-Удинский районный
Дом детского творчества
  1. Должность: педагог дополнительного образования
  2. Предмет: журналистика
  3. Класс: группа № 1 (6 класс)
  4. Название курса: «Юный корреспондент»
  5. Название темы: Публицистический стиль речи
  6. Роль и место данной темы в курсе:
Тема  открывает раздел «Изучение особенностей публицистического стиля» первого года обучения.
На этом занятии даются первоначальные  сведения о публицистическом стиле, информация о которых будет расширяться. Умение составлять тексты публицистического стиля будет постоянно совершенствоваться при дальнейшем изучении курса.
  1. Основные вопросы темы:
 В чем особенность публицистического стиля речи?  
  1. Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:
Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стиле­вые особенности, языковые средства.
11.  Основные особенности использования цифровых образовательных Интернет-ресурсов и компьютерных программных средств:
Цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации об особенностях публицистического стиля, для применения полученных знаний при издании своего детского журнала. Обучающиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для подготовки  таблиц и их защиты.
12.  Технические средства: компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная аппаратура.
13.  Программные средства: браузер, текстовый редактор, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point.
14.  Ресурсы Интернет:
  1. http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/94-publicisticheskiystilrechi.html - Видеотьютор по русскому языку.
  2. http://blogovedka.ru/na-kakie-tekstyi-stoit-ravnyatsya-stili-teksta-primeryi/ -Блоговедка.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%E1%EB%E8%F6%E8%F1%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%F1%F2%E8%EB%FC – Википедия.
  4. http://www.tvoyrebenok.ru/frazeologizmy-dlya-detey.shtml - Фразеология.
  5. http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/frazeologizmy-v-kartinkakh.html - Презентация о фразеологизмах для детей.
  6. http://mirslovarei.com/  -  Мир словарей.
  7. http://ddtust-uda.ru/jurnal_rodnichok/main.php-сайт ДДТ. Детский журнал«Родничок»

  1. Использование компьютера при подготовке учителя к уроку:
Учитель использует Интернет, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для объяснения новой темы, помощи ученикам в процессе их самостоятельной работы, а также подведении итогов занятия.

  1. Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы обучающиеся:
·       Получают представление о  публицистическом стиле, его особенностях.
·       Умеют определять текст публицистического стиля, находить его отличительные черты.
·       Умеют создавать небольшие тексты публицистического стиля.
·       Умеют самостоятельно добывать знания  и обобщать изученное по теме.

Описание урока

Тема: «Публицистический стиль речи»

Цель: сформировать у кружковцев первоначальное представление о публицистическом   стиле речи.
Задачи:  
  • Образовательные: познакомить кружковцев с особенностями публицистического стиля речи, научить находить в тексте его признаки.
  • Воспитательные: воспитывать культуру речи.
  • Развивающие: развивать речевые навыки обучающихся, мыслительные операции анализа и синтеза.

Оборудование и ресурсы: компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная аппаратура.Заготовленный шаблон таблицы «Публицистический стиль речи» в программе  Microsoft Word, презентация о фразеологизмах.

Перечень используемых цифровых ресурсов  на уроке:
1.     http://mirslovarei.com/  Мир словарей (термины «публицистика», «фразеологизм»).
В окне поиска ввести слово ПУБЛИЦИСТИКА, ФРАЗЕОЛОГИЗМ, просмотреть варианты в словарях, выписать в электронную тетрадь лучший вариант, указать, из кого источника взято определение.
Справа есть готовые определения из других словарей. Предпочтительны: словарь Ожегова, большой энциклопедический словарь.
2.     http://ru.wikipedia.org   Википедия. (Понятие публицистического стиля речи)
Слева «Указатель А-Я», выбрать букву П, ввести в окне  «ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ» , прочитать определение, историю термина.
3.     http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/94-publicisticheskiystilrechi.html - Видеотьютор по русскому языку (теоретическая основа и пример текста публицистического стиля). Используя ресурс этого сайта, обучающиеся заполняют таблицу «Публицистический стиль речи».
4.     http://blogovedka.ru/na-kakie-tekstyi-stoit-ravnyatsya-stili-teksta-primeryi/ - Блоговедка - примеры публиц. стиля речи. Как определить публицистический стиль текста.
5.     http://www.tvoyrebenok.ru/frazeologizmy-dlya-detey.shtml - картинки фразеологизмов  и пояснения к ним.
6.     http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/frazeologizmy-v-kartinkakh.html - Презентация о фразеологизмах, пояснить смысл фразеологизмов на слайде 22.
7.     http://ddtust-uda.ru/jurnal_rodnichok/main.php - детский журнал «Родничок».
 Оценка статей публицистического стиля. Замечания к содержанию статей: что удачно, что можно  изменить?



Отличительные особенности данного урока:
Самостоятельный поиск, отбор и систематизация информации при изучении темы.  Творческая работа по  подготовке статей  в детский журнал.

Работа учителя на уроке:
·       Постановка учебных задач в начале занятия (1-2 мин.)
·       Проведение дидактической разминки с повторением фразеологизмов (5-7 мин.)
·       Работа с эпиграфом
·       Организация самостоятельной работы обучающихся с использованием компьютера:
- изучение нового материала (значение термина «публицистика», заполнение таблицы «Публицистический стиль речи») (10 мин.)
- практическая работа (поиск признаков публицистического стиля в предложенных на сайтах текстах, составление своего небольшого текста публицистического стиля) (15-17 мин.).
·       Проведение физкультминутки (1-2 мин.)
·       Консультирование обучающихся в процессе самостоятельной работы.
·       Подведение итогов работы (3-4 мин.)
Рефлексия. Приём «А если бы …».
- Если бы публицистическим стилем не владели общественные деятели, публицисты, политики насколько удачно сложилась бы их карьера? Почему?
Описание деятельности обучающихся:
·     Обучающиеся объединяются в пары.
·     Работа  с интернет-ресурсами при проведении дидактической разминки (поиск термина «Фразеологизм», работа с презентацией о фразеологизмах).
·     Самостоятельная работа  с использованием компьютера:
- изучение нового материала (значение термина «публицистика», заполнение таблицы «Публицистический стиль речи») (10 мин.)
Шаблон таблицы «Публицистический стиль речи»

сфера
применения
Жанры
стилевые
особенности
языковые
особенности





·     Защита таблицы. Дополнение и проверка.
Готовая таблица «Публицистический стиль речи»

сфера
применения
Жанры
стилевые
особенности
языковые
особенности
агитационно-массовая деятельность (СМИ, собрания, митинги)

репортаж, фельетон, интервью, отзыв, путевые заметки, статья, очерк, рецензия, хроника, отчет, обзор и др.
- со­четание эмоций и стандарта,
- оценочность речи,
- призывы и лозунги,
- простота и доступ­ность изложения,
- рекламность.

- нейт­ральная лексика,
-высокие, торжественные слова (святыня, доблесть);
- антонимы (добро-зло);
- слова с перен. знач.;
- фразеологизмы,
- эмоционально окрашенные слова,
- частицы, междометия,
- риторические вопросы;
- обращения;
- побудительные и восклиц. предложения.


·     Проведение физкультминутки (1-2 мин.)
·     Самостоятельная работа  с использованием компьютера:
- практическая работа (поиск признаков публицистического стиля в предложенных на сайтах текстах, составление своего небольшого текста публицистического стиля, используем фразеологизмы) (15-17 мин.).
Пары готовят краткое выступление по результатам практической работы.
·     Подведение итогов работы (3-4 мин.)

Межпредметные связи на уроке:
русский язык –  публицистический стиль речи, фразеология, языковые средства.
журналистика – публицистика, статьи в журнал
информатика – использование интернет-ресурсов, программ Microsoft Word и Microsoft Power Point.

Итоги урока:

Кружковцы получили представление о  публицистическом стиле, его особенностях.  Научились  определять текст публицистического стиля, находить его отличительные черты, создавать небольшие тексты публицистического стиля. Умеют самостоятельно добывать знания  и обобщать изученное по теме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий